Как понять, что у вашего ребёнка проблемы и ему нужна помощь?

 

Как по-вашему, что будет, если на дырку в зубе не обращать внимания? Не лечить, не обращаться за помощью к стоматологу, говорить себе и другим, что всё в полном порядке? Правильно: зуб вы в скором времени потеряете.

 

Абсолютно то же самое может произойти и с вашим ребёнком, если «закрывать глаза» на проблемы, существующие в его развитии, обучении, воспитании, взаимоотношениях с ним. Только наши дети нам несравнимо дороже, чем зубы! Почему же так много родителей не видят трудностей у своих детей, не хотят их замечать, не стремятся  преодолеть?

 

На наш взгляд, этому есть масса объяснений, и состоят они вовсе не в том, что эти мамы и папы  - бездушные и бессердечные, глупые или ленивые. Дело в том, что для каждого родителя его чадо – самое лучшее, самое умное, красивое, сообразительное и т.д., и т.п. И ещё в том, что любому из нас очень трудно принять тот факт, что с нашим ребёнком может быть что-то «не так». Это у других – да, вполне реально, а у нас – нет, у нас – только всё хорошо!

 

Другими словами, выбирая позицию «не вижу проблему – значит, её нет», мы пытаемся защититься от всех трудностей и неприятностей, которые она (проблема) с собой несёт.  И, надо сказать, это абсолютно естественная реакция! Другое дело, что, придерживаясь этой точки зрения, мы никаким образом не сможем помочь ребёнку, не облегчим ему жизнь, а как раз наоборот, очень сильно её усложним, а в некоторых случаях – даже сделаем её невыносимой. Думаю, что в конечном итоге ни одна мама и ни один папа этого  не хочет.

 

Поэтому давайте будем внимательнее к своим детям, дабы не упустить тот момент, когда им очень нужна помощь – как наша, родительская, так и помощь специалистов разного профиля.

 

А чтобы понять, есть ли у ребёнка какие-либо трудности или проблемы (в учёбе, в развитии, в общении и т.д.), найдите время, подумайте и честно  (честно!) ответьте себе на такие вопросы:

 

  • Есть ли у ребёнка неуспехи в освоении учебной программы по основным предметам? (Если есть, то ему нужна помощь логопеда, психолога, дефектолога, а также врача-невролога или врача-психиатра).
  • Возникает ли у Вас впечатление, что ребёнок плохо учится из-за лени, из-за обычного нежелания заниматься? (Если да, то нелишней будет консультация в психолого-медико-педагогической комиссии, чтобы выяснить истинные причины такой «лени»).
  • Не кажется ли вам, что отметки, которые получает ребёнок, часто завышены (или занижены)? (Если кажется, то обязательно сходите на урок и понаблюдайте, как ребёнок работает, сравните его ответы с ответами других детей. Кроме того, поинтересуйтесь у педагогов, какие требования предъявляются к уровню знаний по конкретным предметам).
  • Бывает ли так, что ребёнок часто чувствует себя уставшим, «разбитым», отказывается от выполнения домашних заданий, посещения школы? (Если да, необходимо проконсультироваться с врачом-невропатологом, врачом-психиатром).
  • Случаются ли у вас с вашим ребёнком серьёзные конфликты, скандалы, непонимание? Как часто? (Если случаются, и часто (один и более раз в неделю), то помощь нужна не только ребёнку, но и вам тоже. Стоит обратиться к педагогу-психологу, лучше вместе).
  • Появляются ли у вас мысли, что ребёнок «не совсем такой, как все» (слишком подвижный, или наоборот, несколько заторможенный; долго думающий, неуверенный, «зажатый»; хуже других учится, плохо говорит; агрессивный и т.п.). (Если да, то немедленно ищите психолога, а ещё врача-невролога: скорее всего, «сами по себе» такие трудности не исчезнут).
  • Слышите ли вы от педагогов, которые занимаются с ребёнком, что у них возникают трудности при его обучении? (Если слышите, и тем более часто (а то и постоянно), то вам нужно обратиться к специалистам как педагогического, так и медицинского профиля).
  • Существуют ли у вас опасения, что у ребёнка по окончании 9 класса могут возникнуть трудности при сдаче ГИА? (Если да, то вам нужно как можно скорее обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию).

 

Во всех перечисленных случаях и им подобных ключевой и самый первый совет – действуйте как можно быстрее, не откладывая в долгий ящик и не полагаясь на то, что «всё само по себе наладится». Потому что не наладится, а только усугубится, а помочь потом будет очень сложно! Так что, столкнувшись с проблемой, посмотрите ей в глаза и бегите со всех ног за помощью!

 

Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова

Если у вас есть вопрос к нам, вы можете его задать, заполнив форму ниже. Ваш вопрос никто не увидит, кроме нас, а ответ мы пришлём вам на почту.

Note: Please fill out the fields marked with an asterisk.