Ребёнок плохо учится... Что делать учителю?

Ребёнок, не успешный в учёбе – это проблема не только родителей (хотя их она должна беспокоить в первую очередь), но и учителей, которые его учат. К сожалению, часто бывает так, что именно на педагогов ложится основная тяжесть этой ноши, а нередко – и вся ответственность за неё.
Что же делать учителю, если ребёнок в его классе плохо учится? Как помочь ему стать более успешным? Как мотивировать родителей включиться в процесс обучения и развития ребёнка? Как самому педагогу избавиться от чувства вины (порой совершенно необоснованного) оттого, что не получается «вытянуть» ученика из болота неуспеваемости?
Сначала предлагаю обозначить то, что делать НЕ НАДО:
1. Никому не говорить о проблеме.
2. Биться с ней в одиночку.
3. Не обращать внимания на такого ученика.
4. Ставить тройки «с закрытыми глазами», «жалея» ребёнка и родителей.
5. Ставить двойки, не пытаясь выявить причину трудностей и не решая их.
6. Ругать ребёнка, обвиняя его в лени, упрямстве и отсутствии желания учиться.
Первое, что нужно сделать, если ученик или ученица испытывают трудности в учёбе – это выяснить причины такого положения дел (логично, не правда ли?). Кстати, о причинах учебных проблем можно почитать в этой статье. Кроме того, не лишним будет узнать, когда возникли неполадки у ребёнка, а для этого поинтересуйтесь у педагогов детского сада, который он посещал, у учителей, которые учили его до вас, каковы были его успехи в тот период. Попросите медиков просмотреть медицинскую карту: не отставал ли он в развитии раньше, не было ли заболеваний, которые могли повлиять на формирование способностей к обучению.
Второе обязательное действие педагога – поставить в известность о тех проблемах, которые существуют у ребёнка, его родителей (потому что сами знаете – один в поле не воин, и без их помощи учителям с накопившимися трудностями не справиться). Стоит показать мамам и папам истинное положение дел у их ребёнка, без приукрашивания (жалеть их не стоит, иначе они могут подумать, что всё не так уж и плохо, может, «само пройдёт», и никакого результата вы не добьётесь), но и без излишнего сгущения красок (пугать тоже ни к чему – это может вызвать обиду и отторжение). О том, как это можно сделать, написано вот здесь.
Третье из самых необходимых действий – настоятельно рекомендовать родителям обратиться за консультацией к специалистам медицинского профиля – врачу-неврологу и врачу-психиатру. Причём вне зависимости от причины, влияющей на успешность ребёнка. Очень часто медикаментозное лечение оказывается достаточно эффективным и весьма положительно влияет на качество учёбы. Кроме того, такого рода консультации проводят и врачи психолого-медико-педагогических комиссий (и в этом случае родители могут не опасаться постановки их детей на диспансерный учёт).
Что делать дальше? В каждом конкретном случае это будут разные методы, и их выбор зависит уже от тех причин, которые мешают ученику достичь успеха (думаю, про индивидуальный подход напоминать смысла нет, и так наверняка речь о нём идёт на всех педсоветах и совещаниях).
Если они (причины) кроются в том, что ребёнок часто болеет и пропускает школу, то очевидно, что в первую очередь надо порекомендовать родителям решить проблемы с его здоровьем. Со стороны школы в этом случае будет очень уместно побеспокоиться об организации работы с данным школьником, чтобы пробелов в знаниях у него не возникало или чтобы они вовремя ликвидировались. Формы и методы этой работы могут быть самыми разными: занятия на дому, выполнение заданий учителя ребёнком совместно с родителями либо с одноклассниками, которые его навещают, установление регулярной связи и даже систематическая организация уроков через интернет (электронная почта и скайп сейчас есть у многих) и т.д.
При психолого-педагогической запущенности, когда у ребёнка большие пробелы в знаниях, но при этом он обладает достаточными способностями для их освоения, наилучший выход – дополнительные занятия с учителями или репетиторами. Иногда, когда размер неусвоенного учебного материала слишком велик, можно оставить ученика на повторное обучение. В этом случае шансы на то, что он «догонит» сверстников и станет успешен, довольно высоки.
Если неуспешность ребёнка обусловлена недостаточным уровнем развития психических процессов, то кроме работы учителей понадобится и работа «узких специалистов»: педагога-психолога и учителя-логопеда. К сожалению, нередко в образовательных учреждениях данные работники попросту отсутствуют, и тогда эта задача ложится на плечи педагогов, обучающих ребёнка. К слову, они вполне могут с ней справиться своими силами, и тут им не всегда нужны какие-то специфические знания и умения, достаточно только проконсультироваться у опытных специалистов (по возможности) или даже поискать нужную информацию в книгах или интернете. Только нужно помнить, что в данном случае обычное «натаскивание» на запоминание способов выполнения определённых заданий не будет эффективным, и тем более совершенно бесполезно пытаться «забежать вперёд» изучаемого материала, чтобы потом ребёнку было легче его освоить. А вот что действительно необходимо – так это сосредоточиться именно на развитии психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи) и общеучебных умений и навыков.
В случае, если у ребёнка изначально были проблемы в развитии и обучении, то дополнительными усилиями педагогов с этим не справиться, даже если будут работать несколько учителей и репетиторов сразу и все они «в лепёшку разобьются». Тут, скорее всего, нужна смена образовательной программы. Этим занимается психолого-медико-педагогическая комиссия.
Очень важно: при работе с любым плохо успевающим в учёбе ребёнком нужно создавать для него ситуации успеха, меньше критиковать и больше хвалить (если нет значительного результата, то даже за малюсенькое продвижение вперёд; если не за результат, то хотя бы за старание; если не за учёбу, то за внеучебную деятельность или за личные качества).
Ещё один момент, о котором хочется сказать. Если кто-то из ваших учеников плохо учится, обязательно (и как можно раньше) ставьте об этом в известность администрацию образовательного учреждения, и держите её в курсе того, какую работу с этим ребёнком и его родителями вы ведёте, какую помощь оказываете. Обращайтесь к завучу или директору за советом, что ещё можно сделать для достижения результатов, кого привлечь для этого, каким образом оценивать работы ученика и т.п. Обратиться за советом ни для кого не зазорно, а представителям администрации это ещё и приятно, к тому же, они увидят ваши действительные усилия и реальные проблемы ребёнка. Это поможет вам превратить их из «контролирующего органа» в своих союзников и совместно искать эффективное решение вопросов неуспеваемости детей.
И последнее, очень важное дополнение. Бывает, что, несмотря на всевозможные усилия учителя, с проблемами справиться так и не удаётся в силу самых разнообразных объективных и субъективных обстоятельств. И тогда нередко педагоги начинают терзаться угрызениями совести, сомневаться в своей профессиональной компетентности, злиться на родителей ребёнка, самого ребёнка, коллег, администрацию школы, Министерство образования и на себя, забывая, что никакого положительного эффекта от этого не будет, и лишь растрачивая понапрасну свои душевные ресурсы. Поэтому очень хочется сказать: не стоит взваливать всю ответственность на себя (поверьте, есть ещё очень много людей, которые могут и должны её нести) и «рвать сердце» - никому этим не поможете, а себе навредите. И помните одну очень мудрую фразу: не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для ребёнка, мучай, если можешь – и не делаешь.
Педагог-психолог ТОПМПК Елена Михайловна Белоусова
Если у вас есть вопрос к нам, вы можете его задать, заполнив форму ниже. Ваш вопрос никто не увидит, кроме нас, а ответ мы пришлём вам на почту.